Анализ работы по воспитанию толерантности у учащихся за 2012-2013 учебный год

Воспитание в духе толерантности – тема актуальная для школ всех типов и видов. Толерантность - практика подлинно духовного восприятия человека, уважительное отношение к его взглядам, убеждениям. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия.
Особая роль в формировании навыков толерантного поведения принадлежит школе. Выбирая методики воспитания толерантности, учитывается контингент воспитанников. В школе-интернате VIII вида обучаются дети, имеющие отклонения, не только связанные с нарушением интеллекта, но и рядом психических и психологических проблем (задержка психического развития; агрессивность, эмоциональная нестабильность; поверхностность, поспешность, нервозность контактов, неумение общаться; перегруженность отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения; неразвитость механизмов управления своим поведением в соответствии с меняющимися обстоятельствами). Работа всего педагогического коллектива нашей школы-интерната направлена на преодоление и коррекцию этих и других отклонений.
В условиях школы-интерната VIII вида наиболее эффективный механизм воспитания толерантности - изучение иных культур. Применение на практике только одного этого подхода, в отрыве от других форм воспитания не даёт ожидаемого результата. Необходимо гармоничное сочетание многих форм: моделирование ситуаций, умение конструктивно решать, находить компромисс в конфликтных ситуациях.
Воспитание в духе толерантности не ограничивается усвоением понятий «толерантность» и «толерантная личность». Поэтому педагоги стремятся развивать у детей такие ее составляющие, как эмпатия, доверие, воображение, сочувствие, сопереживание, милосердие, сострадание, уважение и терпимость к старшим, физически и психически больным людям.
Из всего этого следует, что воспитание толерантности - это, прежде всего воспитание и коррекция внутренних качеств ребёнка, развитие их души, коррекция нравственных представлений. Решение этих задач отражено в рабочих воспитательных планах классных руководителей, воспитателей. В блоке «Познай себя, и ты познаешь мир» приоритетными направлениями являются личностное развитие, основы социализации и общения: становление личностной позиции « Я - сам», «Я - другие», воспитание ответственности за свои поступки, формирование сочувствия к другим, развитие умения оказывать поддержку, принимать помощь другого, адекватно реагировать на попытку вступить в контакт. Именно через эти направления красной нитью проходит воспитание в духе толерантности. Личностное развитие и развитие в детях толерантности невозможно разграничить.
Занятия построены в увлекательной для детей форме, состоят из тестов, тренингов, игр, дискуссий. Вот некоторые темы занятий: «Конфликты и Я», «Социальное восприятие: как узнавать другого человека?», «Эмоциональный мир человека».
Активно применяются и игровые методики Н.Е. Щурковой, ведь невозможно переоценить роль игры в воспитании детей. Особое внимание уделяется играм раздела «Я - человек моральный». Эти игры направлены на развитие способности содействовать благу другого. Каждая имеет конкретную цель: либо - пробуждение интереса к другому, либо - научение общению с другим, либо - тренинг в поведении по отношению к другому, либо в признании непохожести другого на тебя и формировании уважения уникальности каждого. Интересны игры и других разделов, например, «Проблемы и аргументы», «Разброс мнений», «Парадоксы жизни» и другие многие формы работы: классные часы, беседы, разговор по душам, чтение художественной литературы, просмотр кинофильмов, телепередач с последующим обсуждением.
Особую роль в данной работе отводится психологу, которая проводит индивидуальные и групповые занятия с теми ребятами, которые проявляют некоторую агрессию или недоверие к людям других национальностей (в нашей школе обучаются дети цыганской национальности).
Воспитание толерантности - одна из задач такого направления воспитательной работы, как «Основы гражданского самосознания». Именно на мероприятиях в рамках этого направления дети знакомятся с национальной и другими культурами, религиями, традициями; обсуждают и раскрывают для себя качества, которыми должен обладать гражданин, достойный своей страны.
Формирование культуры межнациональных и межличностных отношений требует взаимодействия школы-интерната VIII вида с семьей, с социальной средой.
Используются технологии uCoz